Top.Mail.Ru
Меню

О Таинстве брака

Беседа о христианском браке и таинстве венчания

Верующие люди знают, что семейная жизнь берет начало в райском саду!

Тогда Бог установил жизненный союз самых первых людей. В Библии написано, что Адам, увидев Еву, которую Бог создал во время его сна, он сказал: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей… она будет называться женой, ибо взята от мужа» (Быт.2,23) .
В основе семейных отношений лежит любовь, началом которой обычно бывает то нежное чувство влечения молодых людей друг ко другу. Любовь как нежное растение, требует внимания, ухода и заботы, чтобы она, окрепнув, принесла добрые плоды…
Супружеская любовь является одной из граней той совершенной любви, той всепобеждающей настоящей любви, о которой говорится в Священном Писании, что любовь сильнее смерти. Любящий человек никогда не разрушит свое чувство любви и скорее принесет себя в жертву настоящей любви! Однако такая любовь не приходит сама собой после заключения брака и не является проявлением того чувства взаимного влечения, которое естественно приводит к рождению семьи.
Муж и жена, которых Бог соединил, должны ясно сознавать, что укрепление семьи, развитие их чувств связаны с духовным совершенствованием.
Христианский брак – это не просто совместное ведение хозяйства, общее времяпровождение и общая постель, поэтому к нему следует относиться с глубоким благоговейным трепетом, ведь именно этот брак и хранит любовь, как величайшую драгоценность… Страшно не сохранить любовь, как страшно не удержать в руках и вдребезги разбить прекрасный сосуд из-за собственного легкомыслия и эгоизма, правда ведь?
Христианство возвысило и освятило брак, сделав его благодатным Таинством в котором благословляется союз между мужем и женой в образ духовного единства. Как говорится в православном Катехизисе: «Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой перед священником и Церковью о взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
Таким образом, естественный союз мужчины и женщины становится христианским, после совершения Таинства в него вносится благодать Святого Духа. Союз из временного земного становится вечным и духовным, т.е. в нашу земную жизнь привносятся зачатки Царства Божия.
В Таинстве бракосочетания между супругами закладываются начала духовного общения. Тогда как бы зажигается в их сердцах духовная лампада, неугасимый светильник их «малой церкви». Супругам надо заботливо беречь полученный в Таинстве благодатный огонь, основанный на вере в Бога и взаимной любви друг ко другу.

Цель христианского брака – не устроение удобной комфортной жизни, а творческое поприще, школа христианской жизни для воплощения в семье Евангельских заповедей, даже построение и в себе храма ради реализации себя для вечной жизни в Царстве Божием! Следовательно, от принявших Таинство ожидается такое устроение семейной жизни, как малой домашней церкви, где муж – глава семьи, жена – любимая помощница мужу, а дети – радостный и счастливый плод их взаимной любви.
Церковный брак имеет начало на земле, а продолжается в Вечности, там и приходит в совершенство.
Известно, что гармония в браке возникает в результате долгих и трудных взаимных усилий. Неизбежные проблемы в жизни христианским супругам помогает решать чтение слова Божия, т.е. решать в христианском духе – в духе любви, смирения, кротости, прощения, снизхождения, терпения, уступчивости.

Семейная обстановка – это те условия, при которых человек учится добродетельной жизни. Так и надо смотреть на свой брак, как на школу духовной жизни. А школа, как известно, не всегда бывает легкой!..
Бог сотворил мужчину и женщину со своими природными и душевными особенностями, поэтому муж и жена, с одной стороны, противоположны, а с другой стороны, дополняют друг друга, тем самым составляют единство.
Будучи равными перед Богом, имея одинаковое человеческое достоинство, они все-таки имеют по замыслу Божию различное предназначение на земле. Но цель у всех едина – спасение в Царстве Небесном, и супруги – помощники друг другу в достижении этого спасения. Супруги не только молятся друг за друга, но создают условия для избежания грехов, особенно плотских, так свойственных в молодом возрасте.
Следует помнить, что библейское учение о браке – однозначно предполагает моногамию, поэтому и христианский брак основан на принципе нерасторжимос- ти: « что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мк.10:9). После возвышенного Евангельского учения о браке допущение повторных браков означает некоторое ниспадение с высоты духовной.
Современное состояние семейной жизни очень печально: массовое неверие и жизнь ради удовольствия, ради удовлетворения страстей приводит к тому, что все общество как будто покрыто болезненными язвами. Массовый блуд и распространившееся корыстолюбие, как кислота, разъедают нравственные ценности общества и как результат этой бездуховности – супруги миллионами убивают своих детей через аборты…

В наше время по статистике 80% браков распадается… А в оставшихся – часто нет мира и любви. Дети не получают нужного христианского воспитания, так как родители не могут дать того, чего сами не имеют!..

Что же делать, где искать выход из такого ненормального положения?
Интересно сказал один проповедник-миссионер в беседе с молодежью: «Чтобы любовь была настоящей и навсегда, она должна быть подключена к Источнику Любви – к Богу!..»
Надо, чтобы любовь была обращена на другого, а не на себя, иначе это не любовь, а самолюбие, эгоизм.

Как научиться настоящей любви? Надо учиться у Бога: любить – значит отдавать! «Кто вы? Чего вы хотите? Хотите получить жизнь, которая принесет радость и полноту, сделает вас цельными и законченными личностями, то Вам нужен Бог, как источник жизни и любви!.. Без этого люди только играют в любовь, ищут своего удовлетворения, — но получают пустоту!..»

У нас есть единственный Учитель, Который любит (не за то, что мы делаем, а вопреки…), Он и может научить любить других.
В семье надо, чтобы родители жили не для себя, а для Бога и своих детей, которых Он дал. Это великая радость – родительский долг! И при этом супруги могут наслаждаться семейным счастьем – трудным, заслуженным!..
Святая Библия свидетельствует, что по замыслу Творца, смысл и цель брака, союза мужа и жены, состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см. Быт.2: 18,20,23) Сам Господь является стражем и хранителем семьи. А от тех, кто разрушает семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Бог.

О ТАИНСТВЕ ВЕНЧАНИЯ
Брак православных христиан естественно должен быть благословлен Богом, освящен Церковью, и это благословение получается в Таинстве венчания.
Православный брак венчается во образ союза Христа и Церкви, как пишет апостол Павел: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», а также: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее» (Еф 5:25) В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были едины душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.
При этом надо знать, что венчание не есть некое магическое действие, которое связывает супругов навечно и помогает им автоматически, независимо от того, как они будут себя вести в семейной жизни. К сожалению, некоторые так и понимают таинства и обряды церковные.
Господь подает нам благодатную помощь, а люди должны открыть свое сердце и с верой принять ее, стать соработниками Богу в своей семейной жизни.
Тогда венчание дает многое, полноту благодатных даров. Для этого надо молиться Богу, просить Его о помощи в семейных делах и воплощать в семье главную заповедь о любви к ближнему.
Муж, как глава, должен любить свою супругу и детей, а жена должна почитать и слушаться мужа, как Церковь чтит и любит Христа. Апостол Петр наставляет жен подражать жизни праведных жен, быть примером кротости, а мужей наставляет обращаться благоразумно со своими женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни.
Апостолы в посланиях указывают на изначальную субординацию супругов: о главенстве мужа в семье, как отвечающего за ее благосостояние и как отображение главенства Христа в Церкви: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 23). Отсюда следует, что жена занимает вторичное положение в супружестве, но этим апостолы не унижают жену, а имеют в виду ее происхождение и ее природу, более слабую, требующую особой бережности. Таково первохристианское отношение к браку: муж и жена – сотрудники у Бога. Они равны как участники Царства Божия и наследники вечной жизни. Однако не утрачивается между ними то различие, какое определено их природою, происхождением и их виною в грехопадении.
Жена сотворена от мужа и для помощи мужу. Она, по человеческому значению и по Божественному замыслу равная мужу, но в практическом отношении является его помощницей и зависит от него.
Христиане должны приступать к Таинству венчания с мыслью, что вступают в брак один раз на всю жизнь, чтобы вместе со своей половиной, Богом данной, делить все радости и трудности совместной жизни.
В основе брака должно лежать целомудрие, которое заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека. Целомудрие касается не только душевных отношений, но и телесного взаимного общения.
Целомудрие не только совместимо с браком, но является нормой брака, когда два человека смотрят друг на друга и видят взаимную красоту как святыню ,которая им доверена и которую они должны сохранять, чтобы довести до полного совершенства.
О том, что брак заключается для вечности, напоминают обручальные кольца – символ бесконечности, без начала и без конца. Обмениваясь кольцами, супруги дают друг другу обещание верности и взаимного доверия, такого доверия, что оно не мыслит никакой измены, никакой ссоры.
Кольца надеваются при обручении, которое скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимного стремления и обещания жениха и невесты соединиться в союзе семейном. Прежде обручение происходило раньше Таинства венчания, за некоторое время до него. Обмен кольцами был залогом прочности данных обещаний (у жениха оставалось кольцо невесты, у нее- кольцо жениха). Кольца хранились как залог верности и любви, а также прочности заключенного договора. Перед венчанием происходил новый обмен.
При венчании тайносовершительной формулой являются слова, которые трижды произносит священник: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их»
Перед венчанием рекомендуется молодоженам исповедаться и причаститься, т.к. у них начинается совершенно новый этап жизни и начать его надо очистившись в таинствах от грехов, обновившись перед рождением своей семьи.
В Таинстве венчания супругам возлагаются венцы, что имеет большое символическое значение. Это и знак победы, как говорится в псалме, что человек при сотворении был увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Итак, венцы – символы торжества, славы и величия.
При совершении Таинства поются молитвы, тропари святым мученикам. Так Церковь напоминает , что семейная жизнь, построенная на вере и исполнении заповедей — это несение креста, это путь жертвенной взаимной любви, смирения, терпения и мужественного несения скорбей, поэтому венцы считаются символом добровольного мученичества и победы… Венцы являются также прообразом тех победных нетленных венцов, которые ожидают их в Царствии Небесном, если супруги построят свою семью как спасительный союз и, победив все соблазны и искушения этого мира, наследуют вечную жизнь.
Троекратное обхождение вокруг аналоя, на котором лежит Святое Евангелие, совершается во славу Пресвятой Живоначальной Троицы. Движение по кругу символизирует вечность союза, который рождается в Таинстве венчания.
Супруги, связанные духовными узами на земле (любви, дружбы, молитвы), будут иметь общение и в будущем веке.

О родительском благословении
С библейских времен родительское благословения считается условием прочного и счастливого брака. Во время венчания священник молится и о родителях, т.к. их молитвы «утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ею, руководствуясь мудростью и любовью.
Родители обычно благословляют на брак иконами: жениха – иконой Христа Спасителя, невесту – иконой Пресвятой Богородицы. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Это надо совершать в Церкви перед началом обряда обручения.
Иконы принято ставить в красном углу, в освященном месте квартиры. Нередко ими благословляли несколько поколений, эти иконы становятся семейно-родовой святыней.