Top.Mail.Ru
Меню

Равноапостольный князь Владимир

28 июля, Святая Церковь отмечает день памяти святого Равноапостольного князя Владимира. — самодержца Руси, нареченного во святом крещении Василия, просветившего землю Русскую святым крещением. Владимир был языческим князем, который уверовал во Христа и обратил Русь в православную веру. Это был мудрый правитель, полководец, святой.
Князь Владимир Великий – личность в истории России исключительная, судьбоносная, краеугольная. Через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.
Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершенное им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Еще его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего Отечества.
Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой — еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и своего сына Святослава, но тот и не думал послушать ее.
Князь Святослав, не захотел принять новой веры. Язычником вырос и сын его Владимир. Он любил военные походы, бои, веселые пиры со своей дружиной, у него было много жен. Он соблюдал языческие законы и приносил щедрые дары богам. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме пророка Божия Илии существовала христианская община). Федор отказался отдать своего сына – христианина в жертву бездушным идолам, сказав княжеским воинам: « У вас не боги, а дерево; нынче есть , а завтра сгниют…Бог один, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…» разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину. Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление.
Шли годы. И Владимир стал все чаще задумываться о жизни, о смерти, о вере. Языческая вера больше не удовлетворяла его. Душа князя не находила покоя. Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления, которые слышал от своей бабушки, равноапостольной Ольги. Он стал открыто сомневаться в истинности языческих божеств. Древняя летопись рассказывает о том, как к Владимиру стали приходить проповедники различных вероисповеданий и как самое сильное впечатление на него произвел греческий философ, посланный Патриархом Хрисовергом. Он изложил князю Владимиру историю творения мира и грехопадения, Боговоплощения и Искупления, а в заключение поведал о Втором пришествии Господа Иисуса Христа и показал икону Страшного суда, пораженный этим изображением, Владимир вздохнул: «Благо стоящим направо ( праведникам) и горе тем, что налево» ( грешникам). «Если хочешь стоять с праведниками, то крестись»,- призвал философ. Посоветовавшись с дружиной, князь Владимир отправил послов в разные страны, чтобы узнать, кто как служит Богу. Послы, поехавшие в Византию (Константинополь), были поражены красотой богослужения в великолепном храме Святой Софии и, выслушав их, Владимир решил принять христианство от православных греков, как это сделала его бабушка Ольга. Но Владимир был еще язычник по нраву и хотел завоевать новую веру силой.
От греческих императоров-соправителей Василия и Константина он потребовал, чтобы они выдали за него замуж свою сестру, царевну Анну, а когда царевна побоялась идти замуж за дикого варвара, он объявил войну грекам и занял греческий город Корсунь. Императоры уговорили сестру выйти замуж за князя, но поставили условием брака своей сестры принятие князем Владимиром веры Христовой. Но гордый Владимир не захотел ехать в Византию, а потребовал, чтобы царевна приехала к нему в Корсунь. Но тут жизнь Владимира изменилась для него совершенно неожиданно. Летопись рассказывает, что еще до приезда царевны «Владимир заболел глазами так тяжело, что ничего больше не мог видеть». Можно представить себе его отчаяние! Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что крещение в христианскую веру исцелит его от слепоты и духовной и телесной. Владимир крестился и сразу прозрел. Некоторые из дружины князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом крещении князь Владимир был наречен Василием, в честь святого Василия Великого. В качестве выкупа за жену князь Владимир возвратил город Херсонес Византии, построив в нем в память о своем крещении храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. После крещения Владимир вернулся на Родину, в Киев, с женой и со многими священниками, которые взяли с собой церковные книги, чтобы учить киевлян христианской вере.
В 988 году произошло великое событие в жизни русского народа. Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крестил. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и ревностно истребил языческих идолов. Священнослужители и ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали идолопоклонство. 1 августа 988 года великий князь назначил день всенародного Крещения и велел собраться всем киевлянам на то место, где приток Днепра (Почайна) сливается с Днепром. Взрослые вошли в воду, детей они держали на руках. Священники стояли на берегу, читали молитвы и давали новые имена крестившимся. Князь Владимир стоял на берегу и молился о просвещении своего народа. После крещения князь Владимир стал совсем другим человеком, добрым и милостивым, и снискал всенародную любовь и по достоинству народ прозвал его «Красное Солнышко». На том месте, где приняли мученическую кончину варяги Феодор и Иоанн искусные зодчие из Византии построили храм в честь Пресвятой Богородицы ( храм был завершен в 996 году и получил название Десятинного). Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа, богослужения совершалось на понятном народу славянском языке, по тем книгам, которые еще за столетие до этого были переведены с греческого на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, первоучителями Славянскими. Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже преступников и разбойников. На княжеском дворе он стал устраивать угощение для всего народа, а больным князь велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. Владимир пригласил из Византии художников, архитекторов и учителей. В Киеве был построен храм и устроена школа, где обучались мальчики, чтобы стать русскими священниками. Русь приобщилась к более передовой христианской культуре и цивилизации.
Вот уже тысячу с лишним лет, Святая Русь хранит веру Православную. За это время, он претерпела много лишений, нестроений, расколов и гонений. Но народ Православный вытерпел, выстоял, вымолил и каждый верующий верит, что та вера, что принес на землю русскую князь Владимир, есть вера Православная и « врата ада не одолеют» Ее.
Святой Равноапостольный княже Владимире моли Бога о нас.

Протоиерей Андрей Давыдов.