Top.Mail.Ru
Меню

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господне или Святое Богоявление – это двунадесятый непереходящий праздник Православной Церкви, который отмечается 19 января. В этот день вспоминается крещение Господа Иисуса Христа, которое было совершено Иоанном Предтечей в реке Иордан. В момент Крещения Господня явились все три Лица Пресвятой Троицы, поэтому этот день называется также Богоявлением.

Икона. Богоявление. Около 1497 г. XV в. Праздничный ряд Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Крещение Господне. Евангельское событие

О событии Крещения Господня повествуется в Евангелии, у всех четырех евангелистов (Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:29-34).

Когда Господу Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пришел на реку Иордан, в местность Вифавара (Ин.1:28), где крестил людей Иоанн Предтеча.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф.3:13-15). Когда Иисус Христос крестился, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:21-22). Так произошло первое в истории Богоявление – явление всех трех Лиц Пресвятой Троицы.

Еще прежде чем Господь Иисус Христос пришел на Иордан, Иоанн Креститель говорил людям о Нем: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1:7-8). Увидев идущего к нему Господа, Иоанн засвидетельствовал о Нем: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Таким образом, Иоанн Предтеча, который очень почитался народом как пророк и праведник, указал на Спасителя мира – Сына Божия, и за Христом тут же последовали Его первые ученики.

Фреска. Крещение Господне. XVI в. Монастырь Дионисиат. Афон, Греция

История праздника Крещения Господня, Богоявления

Праздник в честь Крещения Господня появился в церковном календаре очень рано – это один из древнейших праздников христианства, упоминание о нем встречается еще в апостольских Правилах. Сначала праздники Рождества Христова и Крещения были одним праздником Богоявления, но к IV веку они разделились. Рождество Христово стало праздноваться 25 декабря по старому стилю, а Крещение – Богоявления – 6 (19) января.

В первые века христианства в день Богоявления Господня совершалось таинство Крещения для оглашенных. В современной Церкви таинство Крещения над желающими креститься могут совершить в любой день, но раньше было не так. Чтобы креститься и стать членом Церкви Христовой, человек должен был пройти длительный период «оглашения», то есть подготовки. После чего над оглашенными совершалось таинство, как правило, в самый праздник Крещения Господня или на Пасху. Благодаря этому праздник Богоявления носит еще названия День Светов, День Просвещения – в знак того, что свет Христов просвещает людей. Традиция совершать таинство Крещения в этот день оставила свой след и в богослужении праздника. Так вместо обычного пения «Святый Боже…» на Литургии поется крещальный стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27).

Русская Православная Церковь празднует Крещение Господне 19 января по современному календарю, что соответствует 6 января по старому стилю. Праздник имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. День накануне Крещения – 18 января, называется Навечерием Богоявления или Крещенским сочельником. В этот день совершается особая служба – Царские часы, а также освящение воды. В сам день праздника Крещения Господня служится праздничная Литургия. Духовенство совершает богослужение в облачении белого цвета. На следующий день после Крещения Церковь празднует Собор пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Отдание праздника Богоявления совершается 27 января.

В Крещенский сочельник и в сам день праздника Крещения Господня после Литургии совершается чин Великого освящения воды – «Великая агиасма». Крещенская вода является величайшей святыней. Традиция совершать освящение воды в этот день также очень древняя – к IV веку это было уже обязательным, о чем свидетельствуют, например, проповеди свт. Иоанна Златоуста.

Праздник Богоявления завершает святки – святые дни, продолжающиеся от Рождества Христова до Крещения Господня. В Крещенский сочельник положен строгий пост, в день Крещения поста не бывает, даже если 19 января выпадет на среду или пятницу.

Икона. Крещение Господне. XII в. Фрагмент тетраптиха. Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

Значение праздника Крещения Господня

Праздник Крещения Господня – один из самых главных праздников Церкви. В этот день вспоминается, как Господь Иисус Христос крестился на Иордане от Иоанна Предтечи.

Крещение Господне – одно из важнейших событий Евангельской истории. Это день явления Бога людям – в момент Крещения Господа явилась Пресвятая Троица. Вспоминая и празднуя это великое событие, Церковь называет этот день Богоявлением.

В праздник Крещения совершается Великое освящение воды – Господь, крестившись в реке Иордан, освятил все водное естество. Иоанн Предтеча, совершая крещения, говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). Это были слова о таинстве Крещения, которое установил Сам Господь, и через которое человек становится христианином. Церковь призывает каждого христианина в день Крещения Господня вспомнить и о своем собственном крещении, о тех обетах, которые каждый дал у купели – отречься от диавола и следовать за Христом.

Мозаика. Крещение Господне. XIII в. Собор Сан-Марко. Венеция, Италия

Почему праздник Крещения Господня называется Богоявлением

Праздник Крещения Господня носит еще одно название – Богоявление. Связанно это с тем, что в момент крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя произошло видимое явление Бога. Вот что об этом пишет евангелист Матфей: «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17). Явились все три Лица Пресвятой Троицы – Иисус Христос, то есть Бог Сын во плоти, крестился, голос Бога Отца свидетельствовал об этом, а Бог Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Иоанн Предтеча, увидев знамение и услышав голос Бога Отца сказал об Иисусе Христе: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) и «я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). До Своего Крещения от Иоанна Предтечи Иисус Христос был не известен людям, а после Он вышел на проповедь. Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение, и первые ученики последовали за Ним сразу после свидетельства Иоанна Предтечи.

«Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу. А что народ не знал Его и не разумел, кто Он был, об этом послушай Иоанна Крестителя, который говорит: «стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете» (Ин. 1: 26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал Его до того дня? «И я», говорит он, «не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).» Свт. Иоанн Златоуст. Из «Слова в день Богоявления».

Фреска. Крещение Господне. XIV в. Монастырь Дечаны. Сербия

Фреска. Крещение Господне. XIII в. Мастер Мануил Панселин. Карея, Протат, Афон, Греция

Крещение Господне – традиции и обычаи

Крещение Господне – не только один из самых значимых праздников христианства, но и один из самых любимых у русского народа. В этот день каждый стремится попасть в храм и набрать святой крещенской воды. Великое освящение воды по традиции Русской церкви совершается два раза, 18 и 19 января после Божественной Литургии.

В этот праздник принято также освящать воду в водоемах. Для этого духовенство и верующие совершают крестный ход из храма к реке или озеру, где делается специальная купальня. Чаще всего, это вырубленная во льду в виде креста полынья, иногда над ней сооружается сень – временный деревянный навес. Такие полыньи называются «иорданями». После того как отслужат молебен с чином Великого освящения воды, все желающие окунаются в прорубь.

Купание в крещенской проруби – это не таинство, а благочестивый обычай. Решаются на это далеко не все – в январе в России стоят самые сильные морозы, называемые также «крещенскими». Зато тот, кто окунулся в крещенскую прорубь, чувствует необычайный душевный подъем, говорит, будто «заново родился». Эта традиция появилась на Руси достаточно давно – сведения об обычае освящения воды в реках на Богоявление встречаются с XVI века.

В Греции, Македонии и Болгарии на праздник Крещения Господня также есть традиция совершать крестные ходы с хоругвями к водоемам. В Греции митрополит или епископ, который совершал водосвятие, бросает деревянный крест в воду, а юноши и мужчины бросаются за ним. Считается, что тот, кто первым найдет крест – получит Божие благословение и удачу на весь год.

В Грузии на праздник Богоявления совершается массовое крещение младенцев. Эта традиция новая для Грузии – ее установил Католикос-Патриарх Илия II в 2008 году. Он лично становится крестным отцом для всех третьих детей в семьях – так он поддерживает рождение малышей и православные семьи.

Икона. Богоявление. Вторая половина XV в. Из церкви Покрова, с. Чернокулов, Юрьев-Польский район. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Крещенский сочельник

День накануне праздника Крещения Господня – 18 января, называется Навечерием Богоявления или Крещенским сочельником.

Слово «сочельник» или «сочевник» происходит от названия блюда «сочиво». Сочиво (коливо) – традиционная русская еда, приготовленная из размоченных или сваренных зерен пшеницы, риса, овса, ржи или других злаков и заправленная медом или соком семян. В сочиво также добавляют сухофрукты. Сочиво – постное блюда, именно с него начинали ужин в канун праздника Рождества Христова и Крещения Господня, что и дало название этим дням.

В Крещенский сочельник, так же как и в Рождественский, утром совершается особая служба – Царские (или Великие) часы. Потом служится Вечерня с чтением паремий – отрывков из Священного Писания и Литургия Василия Великого. После Литургии совершается чин Великого освящения воды. Такое освящение воды совершается только дважды в год – в Крещенский сочельник и в сам день Крещения.

В Крещенский сочельник полагается строгий пост – это первый постный день после праздника Рождества Христова. Пост в этот день установлен для подготовки к великому празднику Богоявления Господня. Кроме того, в сочельник положено вообще ничего не есть до освящения воды, чтобы натощак приобщиться к великой святыне – крещенской воде. Вечером в сочельник совершается праздничное всенощное богослужение под Богоявление.

Икона. Богоявление Господне. Конец XVI в. Из Благовещенского собора Сольвычегодска. ГРМ

Святая крещенская вода

Праздник Крещения Господня – один из самых больших и великих праздников Православной Церкви. В этот день в храмах собирается множество народа – связано это с тем, в первую очередь, что люди приходят за святой водой. На Крещение, 19 января, а также в день накануне – в Крещенский сочельник 18 января, совершается чин Великого освящения воды. В течение всего остального года вода освящается по чину малого освящения.

«Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач». Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Крымский.

Как и со всеми большими праздниками, с днем Крещения Господня связано много традиций, а также суеверий и непонимания того, что происходит в церкви.

Для того, чтобы правильно, без греха, отметить праздник, надо разобраться в его значении и смысле совершаемых в церкви действий. Чин Великого освящения воды совершается в Крещенский сочельник и в праздник после Литургии, и называется еще «Великая агиасма». В связи с тем, что воду освящают дважды, в народе бытует мнение, что есть «крещенская» и есть «богоявленская» вода. Но это не так – святая вода, освященная в сочельник и в сам день праздника – ничем не отличается одна от другой, это одинаковая крещенская вода, над ней читаются одинаковые молитвы. Праздник носит два названия – Крещения Господня и Богоявления, потому что в этот день Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и в этот же момент произошло Богоявление – видимое явление всех Трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Сын во плоти крестился в Иордане, в этот момент был голос Бога Отца, и Бог Дух Святой сошел с неба в виде голубя (Мф. 3:13-17).

Набирать святую крещенскую воду можно и в день накануне, и в сам праздник – она совершенно одинаковая. Традиция освящать воду два раза возникла в Церкви очень рано. Это было связано с тем, что в сочельник воду освящали в храмах, а в сам день Крещения после службы шли на водоемы и освящали воду в них. Сейчас делают также – воду освящают и в храмах, для раздачи ее народу, и на водоемах – для того, чтобы все желающие могли искупаться. Купаться в крещенской проруби – не обязательно, это не таинство, а просто благочестивая традиция. Надо понимать, что купание в крещенской проруби не избавляет от грехов, для этого есть таинство Исповеди. Также купание в крещенской проруби не заменяет таинства Крещения для некрещенных.

Церковь учит, что святая вода сама по себе – не избавит от грехов и болезней, сколько бы ее не набрали, не выпили и не искупались в ней. Для того, что бы крещенская вода, эта великая святыня, помогла – надо, в первую очередь, приступать к ней с молитвой, верой в Бога, раскаиваться в своих грехах и стремиться исправить свою жизнь, и только тогда Божия благодать, сошедшая на святую воду, освятит и исцелит человека. Еще надо помнить, что в церковь нужно приходить не несколько раз в год – на Крещение за водой, на Вербное – освятить вербу, а на Пасху – куличи, а постоянно. Также нужно приступать к святым таинствам Исповеди и Причастия, молиться и соблюдать посты.

Церковь призывает относиться к святой воде с благоговением, стоя в очереди не толкаться, не шуметь, а спокойно ждать, лучше всего – с молитвой. Святой крещенской воды всегда хватает всем пришедшим. Устраивать давку и ругань, а также торопиться набрать воды первым – только лишать себя Божией благодати. Во многих храмах святую воду можно набрать и в следующие за Крещением дни – воды освящается много, и ее святость и благодать не зависят от того, когда ты ее набрал – в первую же минуту или позже.

Святую крещенскую воду надо хранить бережно, рядом с иконами, по возможности не ставить ее на пол, ни в коем случае не выливать. Пить крещенскую воду положено натощак, после прочтения утренних молитв и специальной молитвы «перед принятием святой воды и просфоры». При необходимости крещенскую воду можно разбавлять обычной, потому что ее и «капля море освящает». После того как принесли из храма крещенскую воду, ею можно окропить дом.

«Здесь не один человек, а вся Церковь изливает теплые молитвы о том, чтобы существо воды освящено было «силою и наитием Святого Духа, очистительным действием» всей Пресвятой Троицы, и чтобы ей сообщено было благословение Иорданово. (…) Как после сего и нам надлежало бы приступать ныне к сей воде? Не с верою ли и благоговением, как к великой святыне? Не с духом ли разума и страха Божия, к принятию коих по тому самому, при самом начале священнодействия, призывает всех и каждого Святая Церковь? Так действительно и приступают к святой воде те, кои понимают, где находятся и к чему приступают: они причащаются ей, как великой святыне, и приготовившись к тому постом и молитвами, хранят ее в самых почетных местах своих домов, вблизи святых икон и Креста Христова; употребляют ее в важных случаях, именно во исцеление души и тела, во освящение себя и своей собственности. (…) Мы освятим воду благодатью Святаго Духа; а вы не рассвящайте ее духом неразумия и нестроения. Священнослужители, для соблюдения благочиния, будут раздавать всем ее, как раздают священный хлеб: а вы приходите для принятия в тишине и порядке, с кротостью и благоговением, довольствуясь малым; потому что сила святой воды зависит не от количества ее, а от веры, с коей употребляется». Свт. Иннокентий Херсонский. Из «Слова пред освящением воды».

Святая крещенская вода не портится и может храниться долгие годы. Если вдруг крещенская вода испортилась, то это произошло из-за грехов, небрежного и неблагоговейного отношения к святыне. В этом случае испортившуюся воду надо отнести в церковь, где есть специальный колодец – непопираемое место, куда ее выльют.

Молитва перед принятием святой воды и просфоры

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Миниатюра Евангелия. Крещение Господне. XI в. Афон, Греция

Икона «Крещение Господне»

Иконография Крещения Господня появилась в христианском искусстве очень рано и на протяжении веков мало изменялась. Традиционно на иконе Крещения Господня в центре изображен стоящий в реке Иисус Христос. На берегу, слева от Него стоит склоненный Иоанн Предтеча, возлагающий десницу на главу Спасителя. Справа от Христа, на другом берегу Иордана, стоят ангелы. Один из ангелов всегда смотрит вверх – над Христом изображают разверстое небо и луч, сходящий на Господа. В луче изображают голубя – Духа Святого.

Образы Крещения Господня встречаются в византийской и русской иконописи, фресках, мозаиках, миниатюрах и декоративно-прикладном искусстве.

Икона. Богоявление Господне. Начало XIV в. Из церкви Богородицы Перивлепты. Галерея икон, Охрид, Македония

Храмы в честь Богоявления Господня

В Евангелии от Иоанна сказано, что Иоанн Предтеча крестил людей в Вифаваре при Иордане (Ин. 1:28). Благодаря археологическим раскопкам, место Крещения Господа Иисуса Христа было найдено, там же были найдены руины древних храмов, относящиеся к первым векам христианства. Сейчас место Крещения находится на суше – река Иордан за это время изменило свое русло. В местности Вифавара находится «Странноприимный дом на месте Крещения Господа», относящийся к Русской духовной миссии Московского Патриархата в Иерусалиме. Это место паломничества христиан. Паломники на Святой Земле в праздник Богоявления собираются и в другом месте – там, где сейчас течет река Иордан, воды которой освятил Сам Спаситель. Каждый год, 19 января, в праздник Крещения на Иордане происходит чудо – после освящения воды Иерусалимским Патриархом течение реки меняет свое направление – Иордан начинает течь в обратную сторону, как сказано в псалме: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс. 113:3). На берегу реки Иордан расположен монастырь в честь Иоанна Крестителя.

Посвящение монастырей и храмов дню Крещения Господня – Богоявлению является не самым распространенным в России. Такие соборы и монастыри называются Богоявленскими.

Самый известный храм этого посвящения в Москве – это Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Елоховский храм был построен к 1845 году вместо старой церкви этого же посвящения на этом месте. Проект для нового здания создал архитектор Е.Д.Тюрин. Освящал новую церковь в 1853 году великий русский святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1925 году на праздник Сретения Господня в этом храме совершал богослужение святитель Тихон, первый Московский Патриарх после восстановления патриаршества на Руси. В советское время Богоявленский собор в Елохове не закрывался – он оставался в числе тех немногих храмов, где совершалось богослужение. Собор в Елохове стал кафедральным после того как в 1938 году советская власть разрушила другой Богоявленский храм – в Дорогомилове, который до этого нес эту функцию. Власти собирались закрыть и храм в Елохове, даже была назначена дата – 22 июня 1941 года, однако, в этот день началась Великая Отечественная война, и храм не тронули. В 1945 году собор получил статус Патриаршего и сохранял его до 1991 года, когда кафедру вернули в Успенский собор Московского Кремля. В 1947 году в Елоховский собор были перенесены мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Также в этом храме проходили интронизации патриархов Московских – Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II. Патриархи Сергий и Алексий II похоронены в боковых приделах собора.

Другими известными церквями, посвященными Богоявлению Господню, являются храмы в Туле, Казани, Ногинске. Известные Богоявленские монастыри – в Москве на Китай-городе, в Костроме, Угличе, Ростове Великом и других городах.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове. XIX в. Москва

Богоявленский собор. XIX в. Тула

Богоявленский собор. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. XVI-XIX вв. Кострома