Top.Mail.Ru
Меню

Светлое Христово Воскресение. Пасха (24 апреля, воскресенье / 11 апреля по ст. стилю)

Светлое Христово Воскресение – Пасха – является самым главным праздником Православной Церкви. В этот день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых на третий день после смерти на Кресте. Праздник переходящий, то есть двигается по календарю, дата его меняется.

Мозаика. Воскресение Христово. XI в. Монастырь Осиос Лукас в Фокиде. Греция

Евангельское событие

О событиях Воскресения Христова рассказывается в Евангелии (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-11; Лк. 24:1-14; Ин. 20:1-18).

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:1-15).

Миниатюра. Явление ангела женам-мироносицам. XI в. Монастырь Дионисиат. Афон, Греция

История праздника

Пасха является самым первым праздником, который стали отмечать христиане. Однако в первые века не было единой даты для праздника, и разные поместные Церкви отмечали его по-своему. На I Вселенском соборе в Никее в 325 году было решено отмечать Пасху только в воскресенье и установить общую для всех христиан дату. Тогда же были установлены и правила для ее вычисления по юлианскому календарю (пасхалия). С течением времени (при переходе на новый календарь) некоторые поместные Церкви отступили от этих правил.

Русская Православная Церковь празднует Пасху по юлианскому календарю (старому стилю) и александрийской пасхалии, так же, как и другие Поместные Православные Церкви. Дата праздника вычисляется исходя из солнечно-лунного календаря. Воскресение Христово празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния (первое полнолуние после весеннего равноденствия). Еще одним условием является иудейская Пасха – православная всегда должна быть позже. Это связано с тем, что Иисуса Христа распяли на Кресте в день еврейской Пасхи, а Воскрес Он после нее.

Если Пасха совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который всегда отмечается 7 апреля по новому стилю, этот день называется Кириопасхой или Истинной Пасхой, Господней Пасхой.

Так как Пасха является переходящим праздником, то все связанные с ней праздники также меняют свою дату. Они составляют подвижный круг богослужений. Праздники, не связанные с Воскресением Христовым, относятся к неподвижному кругу.

История богослужения праздника Пасхи связана с таинством Крещения. Сейчас Крещение для новообращенных могут совершить в любой день года, однако в ранней христианской Церкви было не так. Крещению предшествовал очень долгий период подготовки – «оглашения» и «просвещения». Само Таинство совершалось только несколько раз в году – на Пасху, Пятидесятницу, Рождество Христово и Богоявление. Это повлияло на богослужение этих дней – вместо обычного пения «Святый Боже…» на Литургии поется крещальный стих «Елицы во Христа креститеся…». Пасхальный крестный ход также возник из обряда, во время которого новокрещенные христиане приходили в храм на Богослужение.

В русском языке (в других языках не так) первый день недели получил название воскресения именно в честь Воскресения Христова. Каждое воскресение года празднуется Церковью как малая Пасха.

Икона. Воскресение Христово. 1546 г. XVI в. Мастер Теофан Критский. Монастырь Ставроникита. Афон, Греция

Значение праздника

Праздник Пасхи является самым главным праздником Православной Церкви – «праздников праздник и торжество из торжеств» – как поется в песнопениях этого дня. В этот день совершается празднование Воскресения Христа из мертвых.

Иудейский праздник Пасхи, который был прообразом Пасхи Христовой, был установлен в честь исхода еврейского народа из египетского плена и освобождения от рабства. Ветхозаветный закон повелевал готовить пасхального агнца в качестве жертвы. Когда иудеи в день своего праздника распяли на Кресте Мессию – Иисуса Христа, Он стал жертвой и заменил Собой пасхального агнца. Пасха в христианстве празднуется как победа над грехом и его следствием – смертью. Христос, добровольно умерев за грехи людей на Кресте, сошел в ад и освободил людей от рабства греха и власти сатаны.

Вера в Воскресение Христово и в будущее всеобщее воскресение из мертвых является одним из основных догматов Православия.

Фреска. Воскресение Христово. XIV в. Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие-Джами). Стамбул

Слово огласительное на Святую Пасху свт. Иоанна Златоуста

Во время праздничного Пасхального богослужения обязательно читается «Слово огласительное….» святителя Иоанна Златоуста. В нем содержится поздравление с Пасхой и одновременно настолько точно, полно и красиво раскрывается смысл праздника Пасхи, что оно заменяет собой обычную проповедь священника. Это «Слово…» вошло в Богослужение как обязательный элемент и читается после пасхального канона, перед началом Божественной Литургии.

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Фреска. Явление ангела женам-мироносицам на Гробе Господнем. XIII в. Монастырь Милешево. Сербия
Икона. Воскресение Христово. Третья четверть XV в. Из церкви Успения на Волотовом поле. Новгородский музей-заповедник

Как Церковь празднует Светлое Христово Воскресение

Пасха является самым главным праздником церковного года, вокруг которого строится весь календарь. Подготовка к Воскресению Христову начинается задолго до самого праздника – с Недели о мытаре и фарисее. Потом следуют Неделя о блудном сыне, о Страшном суде и Прощеное воскресение. После чего начинается Великий пост – период подготовки к Пасхе через пост, молитву и покаяние. Службы Великого поста и подготовительных недель относятся к Постной Триоди.

За неделю до Воскресения Христова всегда отмечается двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), накануне которого – Лазарева суббота. Неделя перед Пасхой называется Страстной. Начиная с Лазаревой субботы и до Пасхи вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа – Его страдания и смерть на Кресте и Воскресение из мертвых.

Неделя после Пасхи называется Светлой. Это – сплошная неделя, без поста в среду и пятницу. Всю Светлую неделю обычное чтение утренних и вечерних молитв заменяется чтением часов Пасхи. Светлая неделя заканчивается Антипасхой или Неделей уверения Фомы (Фомино воскресение, Красная Горка).

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до праздника Вознесения Господня, это самое долгое празднование в церковном календаре. Весь этот период поется тропарь Пасхи и звучит приветствие «Христос Воскресе!». Через 50 дней после Пасхи празднуется день Святой Троица – Пятидесятница. Службы от Пасхи до Пятидесятница относятся к Цветной Триоди.

Фреска. Воскресение Христово. XI в. Пещерная церковь в Каппадокии

Традиции Пасхи

Пасха – главный праздник всех верующих христиан, с которым связано множество традиций и обычаев. У русских перед Пасхой принято делать уборку в храмах и домах, готовить пасхальное застолье, красить яйца и печь куличи.

На Пасху даже невоцерковленные люди приходят освящать куличи и яйца, а те, кто в течение года редко ходит в храм – посещают праздничное ночное богослужение.

Существует распространенное заблуждение, что на Пасху или Красную Горку (Антипасха, Фомино воскресенье) надо посещать кладбище. Этот неправильный обычай возник в годы безбожной советской власти, когда практически все храмы стояли закрытыми. Вера в Бога все равно жила в сердцах людей, также как и вековые народные традиции. Так как открыто праздновать Пасху было нельзя, а многие уже и не знали, как это делать правильно – люди стали посещать в этот день кладбища, принося туда куличи и яйца.

Смысл праздника Пасхи как раз в том, что Христос воскрес и разрушил власть смерти, и те, кто умер, также воскреснут во время Второго Пришествия Христа. У Бога нет мертвых, у Него все живы. На Пасху, Светлую неделю и Антипасху в Церкви не поминают умерших. Специальное, пасхальное поминовение мертвых установлено во вторник второй недели после Пасхи – Радоницу. В этот день в храмах служатся заупокойные службы, а на кладбища приезжают священники, чтобы служить панихиды на могилах.

На Пасху, так же как и во все остальные церковные праздники, в первую очередь надо посетить церковь, побывать на богослужении и встретить Воскресение Христово в мире и любви со своими ближними.

Богослужение Пасхи
Богослужение праздника Пасхи – самая торжественная церковная служба года, которая сопровождается радостными песнопениями и возгласами «Христос Воскресе!». По традиции, в храмах Русской Церкви пасхальное богослужение совершается в ночь с субботы на воскресение. Утром в воскресение точно такая же Литургия совершается для тех, кто не может прийти ночью – в первую очередь для маленьких детей и пожилых людей.

Богослужение начинается незадолго перед полночью. Совершается Полунощница во время которой священники заносят в алтарь Плащаницу. Около 12 часов ночи начинается Пасхальная утреня. Духовенство, хор и все молящиеся с пением стихиры выходят из храма и крестным ходом обходят его. Когда крестный ход возвращается к запертым дверям храма, начинается пение пасхального канона, произносятся особые молитвы, и все заходят в церковь. Особенностью Пасхальной утрени является то, что священники и диаконы несколько раз меняют цвет своего облачения. Пасха – это праздник праздников, поэтому в этот день по очереди надеваются облачения всех цветов. Главный цвет Пасхи – красный, это самый торжественный и красивый цвет. В пасхальных песнопениях поется «Пасха красная», в церковно-славянском языке красный означает еще и «красивый». Красный цвет в Церкви – символ мученичества, он символизирует кровь и страдания, которые претерпел за нас Господь Иисус Христос. Начинается богослужение в красном облачении, а Литургию служат в белом. Белый цвет в облачении символизирует Божественный нетварный свет, и его надевают на самые главные Господские праздники.

После утрени читается «Слово огласительное на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста. Затем служат Часы и начинается Литургия. Особенностью пасхальной Литургии является то, что Евангелие (Ин. 1:1-17) читают на разных языках.

Все пасхальное богослужение совершается при открытых Царских Вратах, это означает, что Царство Небесное теперь открыто для всех.

После Литургии совершается освящение артоса. Артос – это квасной хлеб, который в субботу Светлой недели раздают всем прихожанам. Артос хранят в доме весь год и с молитвой вкушают небольшими кусочками.

В некоторых храмах к ночному пасхальному богослужению успевают привезти Благодатный огонь из Иерусалима.

Колокольный звон
В праздник Пасхи и в продолжение Светлой недели особое значение имеет колокольный звон. Это единственное время в году, когда Устав разрешает звонить в колокола любому желающему и в любое время дня, независимо от богослужений.

Христосование
Весь пасхальный период – 40 дней от Пасхи до праздника Вознесения Господня, у православных христиан принято «христосоваться». Христосование – это пасхальное приветствие, когда при встрече говорят друг другу «Христос Воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!», сопровождая эти слова троекратным поцелуем. У русских так же принято при этом обмениваться крашеными яйцами и куличами.

Пасхальная трапеза. Освящение куличей и яиц
Празднику Пасхи предшествует долгий и очень строгий Великий пост, поэтому в этот день по традиции начинается «разговенье». После праздничной Литургии верующие устраивают обильное застолье – семейное или приходское. Трапезу обязательно начинают с вкушения освященных крашеных яиц, куличей и творожных пасх.

Пасхальный стол у русских принято делать обильным, а для приготовления куличей и пасх использовать только самые лучшие продукты. Пасхальный кулич символически предназначается Самому Господу, Который после Своего Воскресения, приходил к Своим ученикам во время трапез. Кроме того, кулич и творожная пасха символизируют собой рай, Царство Небесное, то есть – радость, изобилие и благодать жизни в Боге. Пасхальный кулич – это сладкая, сдобная выпечка, приготовленная на молоке, яйцах, сливочном масле с орехами и изюмом. Куличи украшают белой глазурью и разноцветными посыпками. Чем больше и лучше качеством продукты использует хозяйка, тем вкуснее получаются куличи. Творожные пасхи делают в виде пирамидок, символически означающих Гроб Господень, и также очень сладкими, с изюмом, цукатами. Пасхи и куличи украшают буквами «Х.В.» и крестами.

Куличи и творожные пасхи готовят только раз в год – на Пасху, в остальные дни их никогда не делают. Эта традиция у русских появилась очень давно, но когда точно – неизвестно. А вот когда христиане начали красить яйца и дарить их друг другу на Пасху известно – еще в апостольское время. Святая равноапостольная Мария Магдалина, которая была преданной и верной последовательницей Христа, стала первой, кто узнал о Его Воскресении из мертвых. Она была одной из жен-мироносиц, пришедших рано утром в первый день недели, на Гроб Господень, чтобы совершить положенное по обычаю над умершим. Однако во гробе тела Спасителя не было, а ангел возвестил им о том, что Он воскрес. Мария Магдалина была первой, кто увидел воскресшего Христа и первой, кто сообщил эту радостную весть апостолам. По церковному преданию, Мария Магдалина вместе с апостолами стала проповедовать Евангелие и пришла к императору Тиберию. Когда она рассказала о Воскресении Христовом, император не поверил ей. Он сказал, что не может человек воскреснуть из мертвых, так же как яйцо не может стать из белого красным. Тогда Мария Магдалина со словами «Христос Воскресе!» подарила ему яйцо, которое у него в руках стало красным.

С тех пор христиане на Пасху стали дарить друг другу крашеные яйца. Яйца красят и украшают множеством разных способов. Традиционным, и одновременно самым дешевым и простым, русским способом красить яйца является их варка в луковой шелухе. У русских и у сербов, есть обычай стукаться друг с другом крашеными пасхальными яйцами и христосоваться. Раньше устраивались детские забавы – катание яиц с горок. Дети соревновались, у кого дальше укатится крашеное яичко, или пытались сбить ими другие яйца.

Вот как объясняет смысл крашеных пасхальных яиц один из отцов Церкви. «Яйцо при этом служит символом, или видимым знаком, воскресения Христова, и воскресения мертвых, и нашего возрождения в жизнь будущую, которого залог имеем мы в Христовом Воскресении. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полною жизнию, по освобождении от скорлупы, и ему открывается обширнейший круг жизни, — так и мы, при втором пришествии Христа на землю, сбросив с себя с телом земным всё тленное на земле, силою Христова Воскресения воскреснем и возродимся для другой, высшей, вечной, бессмертной жизни. Красный же цвет пасхального яйца напоминает нам то, что искупление человечества и наша будущая новая жизнь приобретены излиянием на кресте пречистой крови Христа Спасителя. Таким образом, красное яйцо служит напоминанием нам собою одного из важнейших догматов нашей Божественной веры» (Свт. Димитрий Ростовский. Житие св. равноап. Марии Магдалины).

Готовят куличи, пасхи и крашеные яйца заранее, как правило в четверг и пятницу перед праздником. Строгих правил на этот счет нет – у всех разные обстоятельства, семейные дела, работа. Кроме того, в Великий четверг и Страстную пятницу в церквях совершаются очень важные богослужения, которые бывают только раз в год и на которых надо присутствовать. Поэтому готовить куличи и красить яйца можно в любой день перед праздником, когда лично у вас есть на это время.

В Великую субботу во всех русских храмах совершают чин освящения пасхальных угощений. В храме, или в церковном дворе ставят столы, на которых пришедшие раскладывают свои продукты, а священник проходит и освящает их, читая молитву и окропляя святой водой. Освящают, как правило, в течение всего дня – после Литургии Великой субботы и до самого вечера. У русских всегда было принято оставлять яйца и куличи «на храм» в специальных корзинах – это жертва и благодарность Богу. Эти угощения идут на нужды прихода и раздаются бедным.

Рецептов приготовления куличей и творожных пасх существует множество, также как и способов окрашивания яиц. Каждая хозяйка может выбирать для себя то, что ей нравится – церковных уставов на этот счет нет. Главное за домашними хлопотами не забывать о самом важном – о богослужениях в храме. Кроме того, лучший способ показать свою любовь к Богу и людям – это помочь тем, кто в этом нуждается. Добрым делом в праздничные дни будет посетить пожилых, одиноких, больных – поздравить со светлым праздником Воскресения Христова и угостить тех, кто не может сам испечь куличи и покрасить яйца. По слову Самого Господа, то, что сделано для людей – сделано для Бога.

Икона. Воскресение Христово. XV в. Мастер Андреас Рицос. Греция. Эрмитаж

Икона «Воскресение Христово»

Важнейшее событие Воскресения Христова нашло свое отражение сразу в нескольких иконографических сюжетах.

Главной иконой праздника Пасхи является образ «Воскресение Христово», называемый также «Сошествие во ад». Как учит Церковь, сошествие Иисуса Христа во ад произошло на второй день пребывания Тела Иисуса Христа во гробе. Господь сошел в ад и разрушил его врата, после чего вывел оттуда всех праведников, живших на земле начиная с Адама и Евы. Это было завершением искупления – воплотившийся Сын Божий Своей добровольной смертью на Кресте искупил грех первого человека и разрушил власть сатаны и ада над душами людей.

На иконе «Сошествие во ад» в центре изображается Господь Иисус Христос, держащий за руки Адама и Еву, по сторонам от которых – другие ветхозаветные праведники. Среди праведников на иконе выделяются Иоанн Предтеча и цари – Давид и Соломон. Под ногами Спасителя помещается изображение разрушенных дверей ада. Господь держит в руках Крест или свиток. Эта иконография сложилась к X веку и является очень важной в христианском искусстве. Сцену «Воскресение Христово – Сошествия во ад» обязательно помещают в храмовой росписи, икону – в праздничном ряду храмового иконостаса, а также на окладе напрестольного Евангелия. Каждое воскресение в году на аналое в центре храма лежит икона «Воскресение Христово с праздниками», где вокруг центрального образа «Сошествия во ад» в клеймах размещаются двунадесятые праздники.

Иконография «Сошествия во ад» иллюстрирует не сам сюжет Воскресения Христова, а скорее смысл праздника Пасхи. Долгое время как таковой иконографии, изображающей непосредственно Воскресение Христово, в каноническом христианском искусстве не было. Связано это с тем, что событие Воскресения Господа из мертвых было сокрыто от человеческих глаз, его даже не описывают Евангелисты. Это величайшее и непостижимое для человека чудо произошло не на глазах у людей, и изобразить его невозможно. Поэтому в христианском искусстве существуют иконографии, рассказывающие о событиях, сопровождающих Воскресение Христово и описанных в Евангелии.

В первые века христианства тема Воскресения Христова в иконографии передавалась изображением жен-мироносиц у Гроба Господня. Первые такие образы известны с III века и трактуются именно как Воскресение Христово.

Как повествует Евангелие, жены-мироносицы были первыми, кто узнал благую весть о Воскресении Христа из мертвых (Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1-13; Ин. 20:1-2, 11-18). Придя рано утром на Гроб Господень, чтобы по обычаю помазать Его Пречистое Тело благовониями, женщины увидели двух ангелов. Ангелы возвестили им о том, что Иисус Христос Воскрес.

На иконе «Жены-мироносицы у Гроба Господня» изображается гробница, в которой лежат свитые погребальные пелены. Рядом с гробом сидит Ангел, и указывает на него подошедшим женщинам.

Другим изображением, относящимся к этому евангельскому рассказу, является «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам». В этом случае изображается фигура стоящего Господа и припадающие к Его ногам женщины.

Эти две композиции могут быть совмещены, а также встречаются как самостоятельные иконы, в миниатюрах Евангелия и как отдельные сцены Страстного (Пасхального) цикла в росписи храма.

Сюжет в искусстве, иллюстрирующий непосредственно момент Воскресения Христова называется «Восстание Христа из Гроба». Такие изображения распространяется с XIV века в западноевропейском искусстве. С XVII века этот сюжет под влиянием европейских образцов живописи и гравюр появляется и в русской иконописи.

В композиции «Восстание Христа из Гроба» в центре изображается Господь Иисус Христос, часто обнаженный, и со знаменем в руках. Иногда Его окружают ангелы. Под ногами Господа изображается Гроб и лежащие на нем пелены. Вокруг гробницы изображают уснувших или упавших в ужасе стражников.

На русских иконах «Воскресение Христово с праздниками» позднего времени встречаются одновременно сцены «Восстание Христа из Гроба» и «Сошествия во ад».

Мозаика. Воскресение Христово. XI в. Монастырь Неа Мони на Хиосе. Греция

Храмы в честь Воскресения Христова

Главным христианским храмом, посвященным событию Воскресения Христова, является храм Гроба Господня в Иерусалиме. Он располагается непосредственно на том святом месте, где Спаситель страдал на Кресте, умер и воскрес из мертвых.

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, или храм Гроба Господня, был построен и освящен в 335 году при первом римском императоре-христианине Константине I Великом. В честь освящения храма Воскресения Христова был установлен отдельный праздник в православном календаре – Воскресение словущее. За свою долгую историю, здание храма разрушалось и перестраивалось, но главные святыни христианства сохранились до наших дней. На его территории находится Голгофа, на которой был распят Господь Иисус Христос, камень Помазания, на котором готовили Его Пречистое Тело к погребению, а также сам Гроб Господень, в котором произошло Его Воскресение из мертвых.

Ежегодно, в Великую субботу, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме происходит чудо схождения Благодатного Огня. Храм Гроба Господня является величайшей святыней, самым главным храмом всего христианского мира. Здесь стремится побывать хоть раз в жизни каждый христианин.

В России также есть храмы и монастыри, посвященные Воскресению Христову. Они носят название Свято-Воскресенских. Раньше на Руси считалось, что храм Воскресения Христова может быть только один – в Иерусалиме, поэтому церкви чаще освящали в честь Воскресения Словущего.

Икона. Воскресение Христово. Последняя четверть XIV в. ГРМ, Санкт-Петербург

Благодатный Огонь

Каждый год, накануне Православной Пасхи в Великую субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит величайшее чудо – схождение Благодатного Огня (Света).

Об этом чуде известно очень давно, самые ранние письменные упоминания относятся к IV веку, причем в них говорится о еще более древних случаях. По словам великих отцов Церкви свт. Григория Нисского и прп. Иоанна Дамаскина, чудесный Божественный Свет на Гробе Господнем увидел святой апостол Петр, когда прибежал к гробнице, узнав о Воскресении Христовом (Ин. 20:6-7). Из этого следует, что чудо появления Божественного Огня на Гробе Господнем происходит с самого события Воскресения Господа из мертвых. Однако, из-за того, что Иерусалим был разрушен, а христиане долгое время были гонимы, святые места оказались в запустении. Когда в IV веке их нашли и построили над ними храм Гроба Господня, по молитве верующих Господь стал являть людям это необъяснимое чудо.

За всю долгую историю христианской Церкви сохранилось множество рассказов паломников на Святую Землю о схождения Божественного Огня, свидетелями которому они стали.

Сейчас схождение Благодатного Огня сопровождается многочисленными обрядами и церемониями, в которых участвует не только духовенство Православной Церкви, но и турки-мусульмане – хранители ключей от храма, и израильская полиция.

Накануне Великой субботы в храме Воскресения Христова гасятся абсолютно все свечи и лампады, а Кувуклию (часовня над Гробом Господним) осматривают и запечатывают. На самом Гробе Господнем ставится лампада, наполненная маслом, но не зажжённая.

В сам день в храме Воскресения Христова собираются тысячи паломников со всего мира. Иерусалимский Патриарх, трижды совершив крестный ход вокруг Кувуклии, подходит ко входу в нее. Перед тем как войти, он снимает с себя все облачение и остается в одном подряснике. Делается это для того, чтобы все убедились, что Патриарх не проносит с собой никакого огня. Затем Патриарх и сопровождающий его предстоятель Армянской Церкви заходят внутрь Кувуклии и молятся. Когда по их молитве сходит Божественный Огонь, они выходят наружу и раздают его всем находящимся в храме.

Благодатный Огонь обладает чудесными свойствами – первое время после схождения он не обжигает, его появление каждый раз необычно. Схождение Огня предваряется всполохами или зарницами по всему храму, видимыми даже на его внешних стенах и куполе. Иногда Огонь загорается только у Патриарха, иногда одновременно в нескольких местах храма, иногда похож на вспышки или молнии. Время молитвы Патриарха на Гробе Господнем также каждый раз разное – иногда Огонь сходит почти сразу же, иногда проходит продолжительное время.

Существует предание Иерусалимской Церкви, что тот день, в который не сойдет Благодатный огонь, станет последним для всех находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Поэтому многие паломники, которые приезжают увидеть схождение Благодатного Огня, исповедуются и причащаются перед этим. Если Огонь не сойдет – это станет недобрым знамением, признаком близкого конца мира. Поэтому все верующие каждый год с особым трепетом и волнением ждут этого чудесного знака Божией милости к людям.

Благодаря фонду Андрея Первозванного, Благодатный Огонь в специальных лампадах успевают привезти к началу ночного Пасхального патриаршего Богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве. Оттуда Божественный Огонь развозят во многие храмы Русской Православной Церкви.

Чудесное схождение Благодатного Огня кроме истинности Православной веры в Воскресение Христово, доказывает и верность юлианского календаря (старого стиля). Благодатный Огонь сходит только на Пасху по старому стилю и только по молитве Православного Патриарха.

Мозаика. Явление воскресшего Христа женам-мироносицам. XII в. Собор Сан-Марко. Венеция, Италия
Икона. Воскресение Христово. 1966 г. XX в. Мастер Успенский Л.А. Храм иконы «Всех скорбящих радость». Париж, Франция

Стихиры Пасхи

«Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази его.
Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос избавитель. Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райские нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных.
Стих: Яко изчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова. Красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку, представшя гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли, шедше проповедите учеником Его.
Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обимем! О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».